Открытый университет

Новый учебный год и новые участники курсовых мероприятий института образования. На что обращаем внимание своих слушателей, решивших повысить квалификацию ? Если будущее за «адаптивной личностью» с помощью индивидуализации обучения – то ключ к индивидуализации – технологии, с помощью которых можно выявлять способности на ранних стадиях развития и индивидуализировать программу[1], делая ставку на тех предметах, к которым у ученика /слушателя проявляются способности, которые вызывают неподдельный интерес, а главное будут востребованы в течении последующих 3-5 лет.
Индивидуальные программы- что все это значит?
Наша жизнь ускоряется и усложняется, объем того, что мы знаем точно (то есть осознали и поняли), становится все меньше и меньше. Сегодня уже стало почти  нормой, что мы не разбираемся в большинстве окружающих нас вещей. Нас все больше окружают сложные системы, устройство которых мы не поймем, пока не вникнем во внутренние процессы: мобильные устройства, сетевые сервисы и т.п.. Объяснение процессов  настолько сложно, что мы не вникаем, но тем не менее интегрируем выдаваемые ими результаты в свою деятельность. Чтобы преуспеть в пронизанном технологиями мире современные обучающиеся должны иметь не только классические знания, но и обладать навыками системного мышления, уметь решать задачи, находить время на постоянное самообразование и любознательность.
Вот с оптимального распределения своего времени и начнем. предлагаем для начала следующие решения.
Лучше поздно, чем никогда.
 Но никогда не поздно - лучше

Цель: определить цель и конечный продукт образовательного маршрута.
 Модель «Как сфокусироваться на важном?»[2]

Впишите задания (темы, области знания), которые вы хотели бы выполнить (восполнить) в ближайшее время
С помощью этой модели можно научиться отличать важное от срочного. По мнению автора метода, стратегические долгосрочные решения находятся в поле важных, но не срочных дел.
Задание выполняется в Microsoft Excel, есть возможность познакомиться с этим инструментом. Возможны варианты построения матриц, схем и графиков с помощью  Google- сервисов, но об этом позже.
Другой метод оптимального распределения своего времени  - это составление маршрутных карт и хронокарт.

Модель «Персональный путеводитель»

 Ответьте на вопросы и нарисуйте путь, по которому могли бы пройти индивидуально или в команде. Представьте в воображении цифровую форму конечного образовательного продукта.
Задание выполняется в Microsoft Excel, можно воспользоваться сервисами Google (лентами времени). Можно на листе бумаги, разместив на листе бумаги начальную точку отсчета и конечную точку вашего маршрута .
Что может быть образовательным продуктом? Список можно предложить, например, в открытых тетрадях курсов учителей иностранных языков, можно познакомиться с итоговыми работами слушателей. (список из открытой тетради)[3] .
Этап оформления "знания". Создание инфопродукта. В очередном задании мы шагаем к подготовке итогового продукта. Предлагаем Вашему вниманию список информационных продуктов, может быть из него Вы выберете то, что подойдет Вам? А может быть у Вас в запасе свой вариант....
1. инструкция, рецепт использования приемов, методов, технологий 2.интервью с экспертом, обсуждение, круглый стол
3. консультация
4. мастер-класс, тренинг, урок, образовательное событие
5. оценочные листы
6. ответы на частые вопросы
7. сборники креативных задач и решений
8. программы
9. путеводители, мини-гиды
10. вебсеминары
11. сервисы, блоги, интерактивные листы регулярного предоставления информации
12. справочники, шпаргалки
13. учебные пособия, методические статьи
14.тесты
15. все что Вам придет в голову.
на основе одной информации можно сделать несколько продуктов (некоторые группы так и поступают: брошюра и видеоматериалы к ней и т.п.)
Вы готовы  выбор сделать самостоятельно?
Модель «Ладошка ВИРа»[1]



 С помощью приема «Ладошка» постарайтесь укрепиться в своем решении по продвижению к образовательному продукту. Последовательно отвечая на вопросы открытой ладони. «Это вам надо? Почему должны? С кем будете выполнять? Хотите выполнить как? Можете? Что не учли?
С коллекцией «ладошек» Владислава Ивановича Редюхина можно познакомиться на форумах ХК ИРО. Здесь этот прием используется для самоопределения.

Любая деятельность должна быть продуктивной, Вы поставили цель и выстроили предполагаемый маршрут. Как узнать, что Вы преследуете правильную цель? Как отличить цель от промежуточных действий? Попробуем ?

Модель «Верная цель»[1]

S
Specific
конкретна
Верная цель
C
Challenging
содержит вызов

M
Measurable
измерима
P
Positively stated
позитивно сформулирована
L
Legal
легальна

A
Attainable
досягаема
U
Understood
понятна
E
Environmentally sound
не нарушает экологию

R
Realistic
реалистична
R
Relevant
уместна
A
Agreed
согласована

T
Time phased
поддается планированию
E
Ethical
этична
R
Recorded
запротоколирована


Сформулированную цель попробуйте  проверить на соответствие приведенным в таблице требованиям.
Промежуточные действия – это шаги на пути к окончательной цели, Окончательная цель, это скорее мечта: «Я хотел бы иметь свое сетевое пространство для организации перевернутого обучения», шаги к ней – что-то вроде «Я бы хотел каждый день в своем блоге проводить по полчаса.»


[1] Модель Джона Уитмора “Разумно, безупречно, ясно”

[1] В.И.Редюхин

Модель «Лирическая самооценка»

 



  • старался
  • трудно
  • интересно
  • хочу продолжать

Подготовьте график на бумаге, или на компьютере, отметьте уровни своего участия в  выполнении первых заданий.
Не считайте модель за лирическое отступление, пора включать самооценку.

Первые пять моделей в нашем открытом университете – как известных, так и менее известных . В них нет готовых ответов, настройтесь на размышление. По сути, Вы начинаете свою рабочую тетрадь. Модели Вы можете перерисовывать, заполнять, перечеркивать, придумывать свои. Главное, чтоб возникали вопросы, ответы на которые за Вами.

Напоминаем, что все модели "Открытого университета" на сайте "Дидактика творчества"




[1]  А.Асмолов «Мы и мир». Ж-л «Образовательная политика»№2/68 2015, стр.76
[2] Матрица Эйзенхауэра Микаэль Крогерус, Роман Чеппелер «Книга решений»
[3] Электронный ресурс «Открытые тетради курсов: современные технологии. Английский язык» http://wholelanguage14.blogspot.ru/search?updated-max=2014-02-11T21:46:00-08:00&max-results=7&start=42&by-date=false

Комментариев нет:

Отправить комментарий