Хабаровск. Стратегии оценивания

Хабаровск. Семинар 26-27.02. 2015
Участниками семинара становятся представители всех муниципалитетов Хабаровского края. Кафедре ТиМО предложено в рамках семинара проведение  2 информационных лекций.
Задача преподавателей кафедры (Беляевой Л.Л., Фисенко Т.И.) информационнно погрузить слушателей в тематический материал, чтобы у участников возникли ассоциативные ряды "картинок" по теме, насыщающие сознание новыми мыслительными образами.
Включаем системное мышление? Тем более, что речь идет о проекте "Эффективная школа", к которому привлечено внимание многих заинтересантов.

Новый подход к оценке образовательных результатов школьников: формирующее оценивание как оценивание для обучения. 



1. Нормативно-правовое обоснование новой системы оценивания.
Цель: определение ранга документов, регламентирующих  требования к системе оценивания достижений учащегося основной  школы.
Результат: скетч — со списком документов ранжированных по значимости, мини -обзор (анализ) источников.
Упражнение «Книжная полка»
Действия:
1. Проранжируйте все необходимые, с вашей точки зрения, документы  для подготовки модели системы оценивания. Постройте иерархию из 3 документов - от более значимого к менее значимому для выполнения задания.
_  Закон  «Об образовании в РФ»
_Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
_ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
_Фундаментальное ядро содержания общего образования
_Примерная программа основного общего образования
_ Примерные программы учебных предметов
   2.Напишите название выбранных документов на цветных стикерах. (Это и будут обложки книг, выбранных Вами для книжной полки).
3.Прикрепите подготовленные стикеры на лист белой бумаги для начала оформления скетча[1]
Результат упражнения: подготовка скетча для создания модели системы оценивания
Время выполнения: 15 мин. (с обсуждением)
Материалы и оборудование: лист бумаги белой А3, маркеры 3 цветов, стикеры 3цветов.


Упражнение «Эхо-зеркало-парафраз-резюме»
Цель: осмысление требований к системе оценивания достижений учащегося основной  школы.

  Повторите (выпишите) 2-3 самых важных, ключевых высказываний из выбранного Вами источника. Сконцентрируйте внимание на важности их включения в скетч.                                                                                                                                       
                                                                                                             ЭХО
Повторите (запишите) эту мысль своими словами (перевод с русского на русский). Спланируйте свой вопрос.

ЗЕРКАЛО
    Повторите (составьте) парафраз (3-5 предложений)  смыслового понимания прочитанного, уверенно ответив на свой вопрос.
                                                                                                 ПАРАФРАЗ

Воспроизведите суть высказывания в сжатом и обобщенном виде

РЕЗЮМЕ

Действия:
1.      Рассмотрите предложенную таблицу.
2.     Проанализируйте требования к системе оценивания в предложенных документах.
3.       Заполните таблицу и разместите ее в скетч.
Результат упражнения: наполнение  скетча основными (ключевыми) идеями, понятиями.
Время выполнения: 20 мин. (с обсуждением)
Материалы и оборудование:  маркер, ножницы, клей, раздатка
Упражнение «Кластер»
Цель: осмысление составляющих в системе оценивания достижений учащегося основной  школы.
  Действия:
1.Посредине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2.Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «система оценивания»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «составляющих» в свою очередь тоже появляются «составляющие», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3.Постараться построить как можно больше связей. Не  следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:
а) Укрупнение или детализация  смысловых блоков (по необходимости).
б) Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. 
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии,  может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации  информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу  учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Результат упражнения: создание кластера, включающего основные составляющие модели системы оценивания.
Время выполнения: 20 мин. (с обсуждением)
 Ожидание чуда, или несколько слов об эффективности семинара.
1.Мы благодарим организаторов семинара, кафедру экономики и управления обучения за возможность участия  в кросс-проекте. Спасибо всем заинтересованным участникам! Принимающей стороне - Краевому центру образования за предоставленные возможности -отдельная благодарность.
2. Организаторами семинара нам предложен был формат лекции-практикума. В рабочую тетрадь слушателей вошли  учебные упражнения для отработки практических навыков, разработанные преподавателями кафедры ТиМО.

 Неожиданностью для аудитории стало переключение с учебной задачи к учебной ситуации, где "прокачивалось" понимание новых подходов к оцениванию. Но общий фон сдержанно- положительный. Мотивацией к изучению "новой нормы" участники семинара заряжены. Не осталось сомнений - формирующее оценивание мощнейший инструмент, но этим инструментом предстоит НАУЧИТЬСЯ пользоваться. К новым встречам?
А ЗДЕСЬ экспертная оценка


Комментариев нет:

Отправить комментарий