Амурск. Динамика креативной работы

Амурск 18-19.02. 2015
Уважаемые коллеги!
 Вы выбрали тему семинара «Сетевая проектная деятельность школьников
как основа развития универсальных учебных действий»  - 
один из тематических семинаров кафедры теории и методики обучения ХК ИРО (сайт кафедры "Дидактика творчества") и нам предстоит вместе пройти его основные модули. Почему сегодня актуальна эта тема? Причин несколько… 

Прежде всего, к изменению форм деятельности  мотивируют нас, педагогов, сами ученики. Им становится скучно на наших уроках. Учителя для них предельно предсказуемы в деятельности на традиционных уроках. Мы имеем достаточно широкий набор инструментов, техник и технологий… Но факт остается фактом...

Расширения арсенала инструментов, в том числе и сетевых требует от учителя и переход на новые образовательные стандарты. Что же меняется с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты(ФГОС)? 

Во-первых, следует отметить, что системообразующим элементом ФГОС являются планируемые результаты: личностные, предметные и метапредметные. 



Для справки: 
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; 
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 
Во-вторых, укажем на  соответствие проектной методики требованиям ФГОС. Объединяющим началом в этом случае выступает понятие «деятельность». Заметим, что в основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. Деятельность познания должна стать главной; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний – приоритетными направлениями образования школьников XXI века.

А разве не такие мы ставим перед собой и учащимися задачи, организуя работу над учебно-исследовательскими проектами? Это утверждение отражает саму суть проектной технологии, ориентированной на продуктивную деятельность учащихся. При этом невозможно не упомянуть, что в определении этой педагогической технологии понятие «деятельность» присутствует априори. По сути, чаще всего мы так и говорим – «проектная деятельность».
И теперь вернемся к теме семинара и попробуем проанализировать инструменты сетевой проектной деятельности как основу для формирования УУД. Задача сложная, но реальная. Вперед????!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛАСС!
                                                        код курса  fidhw3
для участников

Модуль 1: Что именно Я должен создать?
Сроки изучения модуля: 18.02.2015 
Внимание! На изучение модуля дается 1 день!...
 Большая просьба работать синхронно ;)) 
Только в этом случае мы сможем получить результаты групповой работы.
В лучших традициях технологии интеллектуальных ролей, 
предлагаем на семинаре, для организации коммуникаций,
 использовать следующие:

  • докладчик
  • вопрошатель (задающий вопросы)  
  • эксперт(оценивающий актуальность и содержание)
  • критик (критикующий содержание)
  • коммуникатор(участник, осуществляющий эмоциальную поддержку)
  • сетевик- дизайнер(оформляющий  сетевые страницы)
  • оформитель идеи(создающий контент блога)
Для эффективного командообразования, нам это вполне пригодится. 
Итак,

Задание 1.
Предположительное время выполнения: 1час 20 минут

Шаг1. Определяем цели проектной деятельности учителя
Ассесмент-центр — групповое исследование
«Наше прошлое, настоящее и будущее»
Цель: прогноз, развитие компетенцй, формирование групп

Шаг2. Провести внутренний опрос и определить из перечня трендов те, что будут влиять на деятельность каждого конкретного педагога, школы
  • выполнение упражнений
  • «Угадай картинку» (технологии вопрошания)
  • «Кривая ажиотажа» \ Кривая Гартнера (техники майндмэппинга)
Шаг3. Определение состава участников будущих команд
  • выполнение упражнения
  • "УУД-лото"(приемы картирования)
  • «Футурологический коктейль» (технологии командообразования: техника позволяет быстро вовлечь участников в обсуждение трендов, увязывает заранее заготовленную информацию с личной позицией экспертов)
Шаг 4. Создание блога / страницы блога . Запуск блога, договоренность о том, кто будет наполнять его материалами, кого нужно вовлечь в написание постов.
Цель: обеспечить виртуальную площадку для обсуждения, дальнейшего продвижения.

Шаг 5. Подготовка отчета по итогам выполнения задания. Главная цель — пробудить интерес к сетевым страницам группы  у более широкого круга заинтересованных сторон.

Задание 2.
Предположительное время выполнения: 1час 20 минут
Рефлексивная таблица, как отчет работы группы

Название группы
На какие направления (тренды)делает ставку группа?
Развитие каких УУД считает приоритетными?




Модуль 2: Что именно Я  создал?
 Cледующие наши шаги:
Стресс-тест
Форсайт-сессия

И наконец, Ожидание чуда, или несколько слов об эффективности семинара.
1.Мы благодарим организаторов семинара, спасибо Амурску! Спасибо всем заинтересованным участникам!
Особая благодарность авторам страниц работ групп, спасибо Вам , дорогие коллеги за творчество, умение быстро и в срок организовать  сетевое сопровождение. Вот они, авторы страниц-отчетов продвижения групп:


2. Цели семинара состоят в том, чтобы предоставить слушателям информацию по теме и провести ее обсуждение. Результатами семинара выступают усвоение новой информации и формирование навыков эффективных коммуникаций. Чтобы применить информацию и знания , полученные на семинаре, каждому участнику необходимо переработать их в подходы и технологии, применительно к конкретному предмету...
Логика и план семинара просты и понятны : три ключевых вопроса по теме семинара: 
Зачем конкретному учителю нужна сетевая проектная деятельность,
Что это такое?
Как это организовать?
В канву семинара включены элементы ФОРСАЙТа (Т.А. Нестик, 2014)
преимущество проведения семинара в такой форме очевидны: активность слушателей достаточна, коллективная дискуссия по ключевым вопросам получилась.
Типичный недостаток семинара, на это кстати, обратили внимание и сами участники,  состоит в необходимости СПЕЦИАЛЬНОГО подбора групп участников. (На краткосрочном семинаре тратить время на мотивацию его участников , согласитесь, дорогое удовольствие.)
Уровень эмоциональной реакции нормально- положительный,  есть интересные проектные идеи участников. Дополнительным бонусом стало пожелание участников встретиться еще раз  с этой тематикой , откорректировать первые шаги в Сети! Так что - получилось! Спасибо, коллеги!
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий